Крещение господне. Богоявление

Крещение господне. Богоявление

Полное название этого праздника: Святое Богоявление – Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Крещение Господне наша Святая Церковь празднует издревле 6 января (19 января по новому стилю).

До своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотницкой работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали Его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить с всенародной проповедью покаяния и крестить в Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место на западном побережье Иордана и Мертвого моря, где пророк Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской».

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно: в то время Палестина, которая входила в состав Римской империи, управлялась четырьмя правителями-тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа, в 767 году от основания Рима, но еще за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем, и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779 году, когда Господу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый для учителя.

velizh.admin-smolensk.ru
18.01.2021

Полное название этого праздника: Святое Богоявление – Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Крещение Господне наша Святая Церковь празднует издревле 6 января (19 января по новому стилю).

До своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотницкой работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали Его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить с всенародной проповедью покаяния и крестить в Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место на западном побережье Иордана и Мертвого моря, где пророк Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской».

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно: в то время Палестина, которая входила в состав Римской империи, управлялась четырьмя правителями-тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа, в 767 году от основания Рима, но еще за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем, и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779 году, когда Господу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый для учителя.

Святой пророк Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Люди входили в воды Иордана, исповедуя свои грехи, и вода реки как бы смывала эти исповеданные грехи – в этом состояло крещение покаяния.

О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста. Подробнее всех изображает это событие святой апостол и евангелист Матфей.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. Гл. 3 ст. 13-17).

Христос настоял на крещении не потому, что Сам имел нужду в нем, но для того, чтобы «исполнить всякую правду», т.е. исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.

Богоявлением называется праздник потому, что при крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался Днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертной» и спасти по благодати падший человеческий род.

Накануне праздника установлен однодневный пост. Этот день называется Сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В Сочельник вода освящается в храме, а в сам праздник – в реке или же в другом месте, где берут воду. При отсутствии водоемов, вода в этот день так же освящалась в храме.

Церковь на церковно-славянском языке в праздник поет особое молитвенное песнопение, где в краткой форме излагает суть праздника:

– Во Иордане Крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

В переводе на наш современный русский язык молитва звучит так:

– Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя подтверждал истинность этого слова (т.е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог и просветивший мир, Слава Тебе!

Особенность этого праздника составляют два великих водоосвящения, называемые так в отличие от малого (которое может совершаться во всякое другое время). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Читаются удивительные по силе и красоте молитвы, а освященную на молебне крещенскую (Богоявленскую) воду православные христиане хранят дома в течение всего года и употребляют по малой капле, а в случае болезни или тяжелых искушений – и помногу. Окропляем мы этой водой и жилище, включая скрытые и даже «нечистые» места, и святыня пронизывает нашу жизнь.

Если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит и не поможет. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело. Конец любого дела – от Бога, начало – от нас. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. Поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить водой.

Мы знаем, что грех разлучил Бога и человека, Творца и творение. Богоявление – это знак присутствия Бога в мире, в человеческой истории. Иисусом Христом разрушается средостение, разделявшее Бога и человека. Бог стал человеком, сделался соприроден человеческому естеству, а значит, и миру сему. Отныне в нем преизобилуют Божественная благодать, Божественная сила. И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира. Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией в жизни вселенной.

Настоятель Прихода храма в честь святой блаженной Матроны Московской отец Сергий

 

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

vprave
dostizheniya-oblozhka_102
250x250

© Администрация муниципального образования "Велижский район", 2024

Ссылка на предыдущую версию сайта:http://www.admin-smolensk.ru/~velig/index.htm

 

тел./факс.: 8 (48132) 4-15-33
E–mail: velizh@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216290, Смоленская область,
г. Велиж, пл. Дзержинского , д. 7

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!